Приведен расчет с учетом распада Республики Армения.
- Octopus Media
- 10 авг.
- 3 мин. чтения

Что скрывается за подписанием 8 августа в Вашингтоне декларации по Азербайджану и Армении? Мы рассмотрели этот вопрос на примере двух центральных пунктов декларации. В ходе трёхсторонней (Ильхам, Дональд и Николь) встречи в Вашингтоне была подписана совместная декларация, положившая начало мирному процессу.
В декларации конкретно упоминается открытие транспортных коммуникаций, включая сообщение Азербайджан ↔ Нахичевань через Армению — «дорога Трампа», роспуск формата Минской группы ОБСЕ и другие вопросы.
Анализ центральных положений Декларации
Официальный 3-й абзац гласит:
Мы подтвердили важность открытия сообщения для внутренних, двусторонних и международных перевозок между двумя странами в целях содействия миру, стабильности и процветанию в регионе и прилегающих районах на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и юрисдикции государств. Эти усилия должны включать беспрепятственное сообщение между основной частью Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой через территорию Республики Армения, что принесет взаимную выгоду международному и внутреннему транспортному сообщению Республики Армения.
«Беспрепятственный» против истинного суверенного контроля
В этом пункте говорится о «беспрепятственной» прямой связи через оккупированную территорию Арцаха (нынешний Азербайджан) с Нахичеванью, через территорию Армении. Это, в свою очередь, создаёт риск внешнего контроля: сначала упоминается «суверенитет, территориальная целостность», а сразу за этим – формулировка «включающая беспрепятственную связь». В логике «суверенитета» не может быть «беспрепятственной связи». Суверенитет – это суверенитет без «но». Суверенитет должен быть препятствием для других государств и основываться на субъектности страны, в нашем случае Республики Армения.
Фактически Азербайджан получает бонус в виде прямой дороги, а Армения – разве что инфраструктурное развитие, без каких-либо гарантий безопасности и суверенитета. Более того, о возможности транзита из Армении через территорию Азербайджана и о возможности осуществления равноценной «беспрепятственной» деятельности не упоминается.
Подводя итог, отметим, что пункт 3 сразу же становится самой сложной и противоречивой частью декларации. Он ясно указывает на технические возможности (например, транспорт, связь), но не предоставляет минимальных гарантий с точки зрения суверенитета, безопасности и правовых интересов Армении.
- «Беспрепятственный» путь + нечеткий контроль = ощутимое сокращение суверенитета.
- Действия западной команды без участия союзников Армении по безопасности = политическая зависимость.
Официальный 4-й абзац гласит:
Республика Армения будет сотрудничать с Соединёнными Штатами Америки и совместно определёнными третьими сторонами для разработки рамочной программы развития связи «Путь Трампа к международному миру и процветанию» (TRIPP) на территории Республики Армения. Мы подтверждаем нашу решимость продолжать добросовестные усилия для скорейшего достижения этой цели.
С одной стороны, этот пункт четко подчеркивает, что путь должен быть разработан совместно с США и третьими сторонами, что подразумевает внешний надзор.
Это противоречие затрагивает как национальный суверенитет Армении, так и не устанавливает механизмы равного доверия между сторонами. Иными словами, решение будут принимать Соединённые Штаты, а не Республика Армения.
Если дорога фактически будет управляться американскими концессионерами, система станет площадкой для внешнего воздействия на окружающую среду.
Это противоречило бы суверенным интересам Армении, особенно в условиях отсутствия чётких положений о пограничном, таможенном и охранном регулировании. Другими словами, необходимо чётко заявить, что эта дорога будет находиться под управлением Армении.
Подводя итог, отметим, что пункт 4, «ТРИПП», предполагает замену российского контроля западной маской, однако отсутствие поля «международных гарантий», которое так и не было реализовано, делает этот путь более зависимым и нестабильным решением, а Азербайджану дает широкие возможности начать новую войну, используя в будущем любой повод.
Более того, это создает риски с точки зрения дальнейшей милитаризации Нахичевани и появления новых, более высоких позиций с точки зрения стратегического преимущества Азербайджана.
В том числе Иран, как соседняя страна и страна, выступающая против такого пути (западного влияния), может отреагировать политико-дипломатическими или даже военными средствами.
Наибольшие риски, с которыми сталкивается Армения
• Вопрос суверенитета и контроля над дорогой. Если дорога функционирует в нерегулируемом режиме (отсутствие специального правового регулирования, двусторонних механизмов «разрушения» или долгосрочное присутствие иностранных компаний), то Армения теряет возможность реально управлять практически частью своей территории.
• Сопоставление гуманитарных и правовых вопросов (напр., пленные и пленение военно-политического руководства Арцаха, неопределенная ситуация с возвращением наших соотечественников из Арцаха).
• Снижение влияния России или региональный «вакуум безопасности». Сокращение существующего (если не абсолютного) военного присутствия России может принести краткосрочные выгоды предполагаемым «новым партнёрам», но в то же время усилить зависимость от США/Запада и подвергнуть её чрезвычайным рискам.
Подписание Вашингтонской декларации создаёт для Армении колоссальные риски с точки зрения суверенитета, баланса безопасности и прав человека. Это означает отсутствие мира.
Международный ученый, эксперт по Азербайджану: Гарник Давтян