top of page

Тот, кто говорит, что церковь не воспитывала, пусть хотя бы раз посмотрит монастырские записи. Отец Хетум

  • Фото автора: Armen Sukiasyan
    Armen Sukiasyan
  • 25 июл.
  • 2 мин. чтения
ree

Отец Хетум Тарвердян опубликовал публикацию под названием «Церковь: враг образования или последняя преграда?»

«Сегодня часто можно услышать следующее утверждение:

«Армянская Апостольская Церковь в Средние века не занималась просвещением армянского народа, а лишь готовила правителей».

И действительно, если рассматривать нашу историю только в свете негативных эпизодов: изгнания Хоренаци, отвержения Ширакаци, судьбы Комитаса, может показаться, что церковь была врагом просвещения. Но вся ли это правда? Или это лишь полузаметная картина?

В условиях политического распада Отечества и отсутствия самостоятельной государственности церковь стала единственной устойчивой системой, взявшей на себя не только духовную, но и образовательную, культурную и социальную роль.

Исторические факты, которые часто забываются

Месроп Маштоц, под видом языковеда, просветителя и государственного деятеля, основал школы под покровительством церкви от Арцаха до Муша. Его ученики стали первыми учителями: Агбианос, Овсеп Пагнаци и Ованес Егегецаци.

Гладзорский университет (основан около 1280 года) был центром высшего образования, где преподавали филологию, философию, космологию, музыку и переводы с греческого.

Татевский университет (основан в XIV веке в Сюнике) — образовательный и философский центр, где преподавал Григор Татев, обучая логике, риторике и этике.

Монастырские школы Санаина, Ахпата, Севана и Сисака были для своего времени центрами глубокого образования и литературной культуры. Только в церковных школах Киликии действовало около 60 рукописных библиотек.

Давид Непобедимый — философ VI века, толкователь природы Бога и мира, первый армянский аналитик Аристотелевской мысли. Его труды преподавались до XVIII века.

Нерсес Шнорали, Нерсес Ламбронаци, Степанос Орбелян, Акоп Санахнеци – все они прошли церковное образование, но работали во многих областях: лингвистике, переводе, историографии, музыке, корреспондентской дипломатии.

Но почему не возникла светская культура?

Потому что в Средние века не было армянской государственности, не было дворца, не было светских университетов. В Византии была империя с императорской библиотекой. В Иране были шахские залы, дворцовые литературные состязания. В Армении был монастырь.

И этот монастырь проверял рукописи, собирал книги, сохранял язык, давал образование священникам и сделал духовное образование единственной опорой национальной идентичности.

И если вы видели еще раз, в этом же монастыре ученик записал «Сасна Црер» — последний клич народа, который передавался устно.

А как насчет цензуры?

Конечно, цензура существовала. Но она была свойственна не только Армянской церкви. Во всём средневековом мире религиозные институты контролировали свободу мысли. Но даже в этих условиях Армянская церковь никогда полностью не закрывала двери для нового мышления.

Анания Ширакаци, математик, географ, астроном, писал о шарообразности Земли ещё в VII веке. Какова была его платформа? Духовная школа.

Григор Татев, профессор этики и философии, призывал к участию разума в вере. У этого человека не было ни царя, ни государства. У него был лишь полуразрушенный монастырь и несколько учеников.

В церкви не всегда всё было мирно. Но мир был всегда. Когда варвар выламывал двери, когда король бежал, когда священник и перо оставались одни, они становились стражами. Когда государство не занималось просвещением, просвещала церковь, по крайней мере, в пределах своих границ.

И тот священник, что сидел ночью при свете свечи, переписывая труды Маштоца, возможно, был мастером, но наша письменность была спасена через его пальцы. Наш язык прошёл через его уста. Наша история сохранилась в его памяти.

«Тот, кто говорит, что церковь их не воспитывала, должен хотя бы раз просмотреть записи монастыря», — отметил отец Хетум.

Последние новости

1/145
bottom of page