top of page

«Не ждите, что Армянская Апостольская Церковь будет действовать в соответствии с логикой оппозиционной партии». Акоп Бадалян

  • Фото автора: Armen Sukiasyan
    Armen Sukiasyan
  • 15 нояб. 2025 г.
  • 3 мин. чтения

Запись в Telegram политического обозревателя Акопа Бадаляна: «

Мне встретился ряд публикаций, авторы которых выражают от недоумения до гнева по поводу того, как Армянская Апостольская Церковь относится к участникам так называемого Национального молитвенного завтрака в Ереване. На нём присутствуют представители ААЦ, и, кажется, даже есть информация, что делегатов примет Католикос всех армян.

Это недоумение и гнев вызваны тем, что ереванское мероприятие Национального молитвенного завтрака фактически проходит под патронажем правительства. Напомню также, что премьер-министр Никол Пашинян в феврале этого года находился в США, в том числе для участия в ежегодном Национальном молитвенном завтраке.

Известно, что эта инициатива, имеющая уже многолетнюю историю, по сути, представляет собой экономический и политический инструмент американской политики с религиозным подтекстом. В сферу действия Национальной молитвенной инициативы входят не только религиозные группы и организации, но и официальные лица, бизнесмены и т.д. из различных стран, в том числе исламских. Очевидно, что речь идёт о весьма влиятельной религиозно-экономико-политической инициативе.

Как я сам имел возможность высказать своё мнение за это время, по моему глубокому убеждению, «мотивационная» основа кампании Никола Пашиняна против Армянской Апостольской Церкви кроется также в глобальных мотивах и целях этой инициативы, в контексте которой Армянская Апостольская Церковь, пусть и скромная по своим ресурсам, но обладающая конфессиональной глубиной, является весьма влиятельным и сильным «конкурентом», которого необходимо усмирить. И для этого, безусловно, одним из лучших средств являются внутриполитические слои Армении.

В этом контексте отношение Национального Собрания Армении к этой инициативе вызывает у многих недоумение и удивление.

Однако на практике я считаю, что недоумение и гнев, или удивление, напрасны.

В этой связи позвольте мне еще раз поговорить о глобальном контексте реалий церкви.

НЕ ОЖИДАЙТЕ, ЧТО АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ЛОГИКЕ ОППОЗИЦИОННОЙ ПАРТИИ.

Более того, логика действий правящей власти также направлена на то, чтобы привлечь церковь именно в это поле. Ведь эти действия будут иметь реальные перспективы успеха именно тогда, когда Армянская Апостольская Церковь фактически «трансформируется» в оппозиционную силу, а не останется институтом мирового масштаба с глубочайшими историческими и доктринальными корнями.

Как я неоднократно отмечал, вызов Армянской Апостольской Церкви исходит не от Никола Пашиняна, а от Никола Пашиняна. Вызов от Никола Пашиняна, но более широкий и инклюзивный, более гибридный и многослойный. Не стоит оценивать поведение церкви в чёрно-белой логике, потому что то, что против церкви, не просто чёрное, а, скажем так, очень красочное, с множеством значений этого слова, как прямых, так и переносных.

Поэтому необходима очень деликатная работа со всеми этими цветами, а не конфронтация, основанная исключительно на логике черного, что по сути было бы равносильно борьбе с пугалом, в случае если настоящие конкуренты «окружат» сзади.

Это вовсе не означает, что церковное руководство делает всё правильно и безупречно. Такого института нет. Но работа идёт в области содержания, в области действий, направленных на эффективность отношений и коммуникации, а не в модели. Модель выбрана верно: спокойствие, исключение иллюзий и эмоций в вопросе резких действий, иными словами, «звон колоколов», измерение ситуации не по оппозиционным взглядам и социально-психологическим представлениям поддерживающей публики, а по собственному институциональному калибру и институциональной памяти историко-доктринального процесса.

Как говорится, если не можешь победить противника на поле боя, нужно стараться держать его как можно ближе, чтобы контролировать его поведение. А для этого необходимо также общаться с ним, пока он многократно сильнее и обширнее тебя. Повторюсь, вызов для Армянского национального конгресса — не Никол Пашинян. И нынешнее поведение Армянского национального конгресса, по крайней мере, пока, говорит о том, что масштаб реальных вызовов и «источник мотивации» представляются довольно точно. Соответственно, не стоит требовать или ожидать, что Армянский национальный конгресс будет оппозиционной силой. Сила Армянского национального конгресса в том, чтобы не быть или не стать таковой.

 
 

Последние новости

1/188
bottom of page